Психологическое образование в Университете Ушинского

Facebook Instagram Youtube   

Далеко не каждое высшее учебное заведение, где преподается и развивается психология, имеет такой Зал Славы специалистов, которые заложили в нем фундамент знаний и традиций. В Университете Ушинского - это настоящие корифеи отечественной и мировой психологии, крупные ученые.

Кафедры современного Социально-Гуманитарного факультета университета Ушинского берут свои истоки с 1920 года, то есть с момента создания на базе Учительского института и других учебных заведений Одесского Института народного образования (ИНО), который теперь носит название Университета Ушинского. Здесь была организована кафедра психологии. Ее возглавлял выдающийся ученый, психолог Николай Николаевич Ланге. Следует отметить, что Ланге особое внимание уделял созданию при учебном заведении лабораторий экспериментальной психологии. Так, благодаря его плодотворной деятельности они была организована при кафедре психологии в ИНО.

Специфической особенностью лаборатории профессора Ланге было то, что среди отечественных лабораторий именно в ней впервые ставились и решались исключительно психологические задачи. Она преследовала цель развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Для реализации целей в лаборатории проводились практические занятия по курсам общей, экспериментальной и педагогической психологии. Лаборатория также использовалась для психологических исследований преподавателей университета и исследовательских работ студентов.

lange

Николай Николаевич Ланге

В 1921 году, после смерти Николая Ланге, кафедру психологии в ИНО возглавил Сергей Рубинштейн. Он принимал активное участие в создании новой системы образования, в реорганизации университетов Украины в институты народного образования. Очень короткий период заведования кафедрой не позволил профессору Рубинштейну воплотить в научной жизни много замыслов, которые имели инновационное значение. Уехав впоследствии из родной Одессы, Сергей Леонидович продолжил научную деятельность в Петербурге. Получив новые возможности, он стал ученым мирового уровня и основоположником целой школы. Сформулированный им "Принцип единства сознания и деятельности" позволяет современным психологам, изучая поведение и деятельность, открывать объективные закономерности психики. 

rubinshteyn

Сергей Леонидович Рубинштейн

Позже кафедру психологии возглавил Евгений Шевалев, квалифицированный психиатр, ученик и последователь выдающегося ученого, академика Владимира Бехтерева. Профессор Шевалев, воспитанный на принципах нейрофизиологии, внедрял плодотворные идеи учения о высшей нервной деятельности. Он добился преподавания психологии на всех факультетах ИНО. Именно тогда интенсивно происходил процесс сближения психологии с другими отраслями науки, например с педагогикой, психиатрией, физиологией, невропатологией, судебной экспертизой. Количество слушателей предмета "психология" резко увеличилось. Научно-исследовательская работа быстро развивалась. Было опубликовано много различных исследований, которые нашли отклик в отечественной и зарубежной научной литературе. Труды одесских психологов обогатили психологическую науку страны.

О Евгении Шевалеве написано непростительно мало. Он родился в Одессе в дворянской семье. Окончил Ришельевскую гимназию, а в 1906 году - с отличием медицинский факультет Новороссийского университета (первый выпуск медиков). Большой ученый, блестящий педагог, воспитанник профессора Бехтерева, в 1923 году был избран профессором кафедры психиатрии Одесского Медицинского Института. Именно Шевалёв организовал в Одессе первую психиатрическую клинику. У него было более 100 научных работ, он пользовался уважением и любовью студентов, врачей, был популярным у населения. А еще Шевалев был истинным Человеком и стал Праведником Мира. В годы Второй мировой войны он с женой Евгенией Никодимовна и сыновьями спасал евреев. Профессор знал, что нацисты расстреляли всех душевнобольных евреев в больницах Киева, Винницы, Херсона, Николаева. Он с коллективом и семьей переписал все карточки, изменил национальности и истории пациентов.

За несколько часов до освобождения Одессы в психиатрическую больницу ворвалась расстрельная команда во главе с нацистским офицером. Навстречу им вышел гордый и в лучшем своем костюме профессор Шевалев. На безупречном немецком языке он попросил оккупантов покинуть помещение, потому что там не осталось психически больных. Он сказал, что всех вылечил, но предоставляет им убежище и отвечает за каждую жизнь перед самим Господом Богом. Немецкий офицер был поражен силой воли и логикой профессора. В это время его отвлекли известием о подходе освободительных войск, поэтому нацист ушел оттуда. Таким образом, Евгений Александрович спас всех душевнобольных клиники. В 1946 году Шевалев умер - сердце не выдержало ужасных перегрузок военного времени. Ему принадлежат слова: «Свята жизнь во всех ее видах и больше всего - человеческие переживания, человеческая мысль, если только они искренни. Признание святости жизни - это основа, первоисточник морали». Гордимся, что Евгений Шевалев работал в нашем вузе и закладывал в наших стенах не только научный фундамент, но и жизненные и профессиональные ценности.

shevalyov red

Евгений Александрович Шевалёв

В 1930 году после реорганизации ИНО и создания на его базе нескольких институтов, руководителем кафедры психологии (сначала в Институте профобразования, а затем - в Педагогическом институте) стал крупный ученый, выдающийся исследователь восприятия пространства и времени Давид Элькин, которому удалось сплотить молодых ученых в трудоспособный коллектив , развернуть с ними большую научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии. В этот период исследовательские изыскания кафедры осуществляются по трем направлениям: 1) общая психология; 2) детская и педагогическая психология; 3) история психологии. Много трудов преподавателей кафедры публиковалось в украинских, российских, а также румынских, немецких, французских и итальянских изданиях. Многочисленные исследования в области психологии времени принесли кафедре широкую известность за пределами государства.

В целом психологи Педагогического института напечатали большое количество работ, которые отражали различные эмпирические исследовательские данные, полученные в экспериментальной лаборатории. В годы Великой Отечественной войны лаборатория была разрушена оккупантами, а после освобождения Одессы ее отстроили и значительно расширили. Лаборатория располагалась на третьем этаже в главном корпусе института, по адресу улица Старопортофранковская, 26.

Важным направлением деятельности кафедры было ее активное участие в разработке учебных и методических пособий. Члены кафедры были соавторами учебника по психологии для педагогических институтов Украины,  который впоследствии выдержал три издания. Первое издание учебника было отмечено премией им. К.Д. Ушинского.

Сам Давид Элькин, который начал свою научную деятельность с исследований временных и пространственных отношений у детей, особенностей построения ими временной перспективы и ретроспективы, сделал немало научных и экспериментальных исследований. В работе «Круг временных понятий школьника» он пытается определить отношение между непосредственным восприятием времени и развитием круга временных понятий и представлений. Результаты других экспериментальных исследований отразились в публикациях «О восприятии временных отношений у ребенка», «Временные представления современного школьника», «Особенности временной перспективы школьника», «О репродукции движений у детей». Кроме того, Д. Элькин и его команда занимались диагностикой интеллекта и умственной работоспособности. Материалы этих исследований приведены в работах «Об изучении умственной работоспособности», «Попытка обследования умственной работоспособности учащихся». В своих психологических исследованиях Элькин широко применяет известные в то время методы: тестирование, анкетирование, опросы, но главным среди них остается экспериментальный метод с использованием вербального отчета статистической обработки.

elkin

Давид Генрихович Элькин

В 1955 году с переходом Давида Генриховича Элькина на работу в Одесский государственный университет, кафедра психологии была объединена с кафедрой педагогики, которую возглавлял С.Ф. Збандуто и получила название «Педагогики и психологии». Следует отметить, что после объединения кафедра не утратила себя как структурное подразделение. Преподаватели сплотились и создали секцию психологии, на которую была возложено преподавание психологических дисциплин.

В этот период Одесский пединститут расширяет сотрудничество с различными научными учреждениями системы АПН и ведущими университетами: Московским университетом им. М.В. Ломоносова, Академией педагогических наук, Научно-исследовательским институтом педагогической и возрастной психологии (г. Москва) и Институтом психологии (г. Киев). Кстати, последний институт возглавлял выпускник нашего университета Виталий Иванович Войтко, который впоследствии стал членом-корреспондентом АПН Украины.

Новую жизнь кафедра психологии получила в 1967 году, благодаря инициативе и стараниям ученика Давида Элькина, доцента Виктора Емельяновича Котова-Хроменко (1924-1978 г.г.). Ветеран Великой Отечественной войны, награжденный многими орденами и медалями, стал заведующим кафедрой и дал плодотворный толчок ее дальнейшему развитию.

Виктор Котов-Хроменко был чрезвычайно одаренной личностью, талантливым ученым, интересным собеседником, добрым порядочным человеком, а также поэтом. Он поощрял талантливую молодежь к научной работе, много общался с ней.

Научная работа кафедры проводилась по направлениям: психологические основы процесса обучения и управления учебным процессом; критерии оценки эффективности обучения в различных формах учебного процесса; проблемы мотивации деятельности и тому подобное. Члены кафедры принимали активное участие в работе всесоюзных конгрессов психологов, научных конференциях, симпозиумах. Результаты исследований освещались на республиканских и международных конференциях психологов, а также в различных изданиях. Именно тогда кафедра начала интенсивно работать над проблемой психологических основ программированного обучения. По этой проблеме было проведено несколько международных научных конференций. При кафедре была создана первая в нашей стране научно-исследовательская лаборатория программированного обучения под руководством Виктора Котова-Хроменко, которая сосредоточилась на психолого-педагогических средствах управления процессами обучения. В составе сотрудников лаборатории рядом с членами кафедры работали коллеги из других кафедр института - доценты Г.Ф. Алехина, Б.Р. Мукминов, В.М. Табачник, М.М. Альперин, технические работники Ю.Ф.Подинец, С.Г.Хлопот и другие. Также следует подчеркнуть, что результаты научной деятельности коллектива лаборатории Педагогического института по проблемам программированного обучения заложили фундамент для создания основ дидактического тестирования. Это обстоятельство тоже послужило определенным толчком к активизации развития психологического инструментария дидактического тестирования. Активно работало студенческое научное общество при кафедре. Ежемесячно проводились заседания студенческого научного кружка. Кафедра была общеинститутской: ее преподаватели читали лекции по общей, а также возрастной и педагогической психологии перед студентами всех факультетов.

После Котова-Хроменко в разное время кафедру возглавляли кандидат психологических наук, доцент Лариса Михайловна Безотосная, кандидат психологических наук, доцент Ирина Алексеевна Мелихова, доктор психологических наук, профессор Ольга Павловна Санникова. На кафедре работали доктор психологических наук, профессор Г.З. Бедный, кандидаты психологических наук, доценты Т.М.Баларич, Л.В.Вишнёва, Р.О.Тимошенко, Н.С.Уфаева, старшие преподаватели А.Г.Медвецкая, преподаватели С.М.Симоненко, А.В. Сергеева, М.А.Осташева, О.Р.Боделан, А.В.Массанов, М.М.Тепляков, И.Р.Малич, Н.П.Галкина, З.Н.Курлянд, Т.М.Чебыкина и другие. Молодые преподаватели направлялись для обучения в аспирантуру в Москву и Киев (А.П. Санникова, М.А. Осташева, С.М. Симоненко, А.В.Массанов).

Важно отметить, что подготовка специалистов-психологов в высших учебных заведениях государства осуществлялась в 1980-х годах очень ограниченно, преимущественно удовлетворялись потребности в преподавательской работе. Лишь в 1970-х начинает интенсивно развиваться инженерная психология (в связи с определенными космическими успехами), военная психология, психология труда, активно создаются различные научно-практические лаборатории, центры. Например, организуются медико-психологические, судебно-психологические, трудовые экспертизы, центры профориентации. Вышеуказанные обстоятельства остро поставили вопрос о подготовке практических психологов.

Знакомство с различными зарубежными психологическими службами и системой подготовки психологов-специалистов показали, что наша страна уделяла недостаточное внимание подготовке именно практических психологов. Эти вопросы часто обсуждались на съездах психологов, министерствами и ведомствами, ответственными за решение этой проблемы.

Именно в этот период Алексей Яковлевич Чебыкин, который уже в то время имел определенный авторитет в психологической среде специалистов, разработал первый экспериментально-учебный план подготовки практических психологов на базе факультета начальных классов. В 1987 году этот план был утвержден в Министерстве образования СССР заместителем министра, доктором психологических наук Владимиром Шадриковым. В то время такую ​​подготовку начали реализовать только два вуза - Московский педагогический университет и Одесский педагогический институт. Буквально через год количество этих заведений существенно увеличилось.

В Одессе в Педагогическом институте, который чуть позже стал Университетом Ушинского, на первом этапе ответственность за подготовку практических психологов возлагалась на кафедру теории и методики практической психологии (в то время она имела другое название). Первый набор составил 25 студентов, но с каждым годом это количество увеличивалось.

Учебные планы разрабатывались под руководством Алексея Яковлевича Чебыкина и включали как отечественный, так и зарубежный опыт. Кроме общих психологических основ, студенты получали и практическую подготовку. Особенно это касалось психодиагностики, использования различных технологий, разработки, развития и внедрения организационно-деловых игр, профотбора, проведения различных видов психологической экспертизы, психокоррекционных и воспитательных мероприятий с детьми, имеющими определенные пороки развития.

Одной из главных задач в учебном процессе предполагалось активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности. С этой целью Алексеем Чебыкинымдля студентов был основан специальный курс «Основы научных исследований в области психологической науки», в рамках которого проводилась подготовка курсовых и дипломных работ, научно-исследовательских проектов. Особое внимание в деятельности психологических кафедр уделялось профессиональному укреплению кадров. Проводилась большая работа среди студенческой молодежи по привлечению ее к научной деятельности.

Начиная с 1983 года, благодаря плодотворной научно-организационной деятельности Алексея Чебыкина с участием ведущих ученых АПН и АН нашего государства и других государств ежегодно организовывались конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары-совещания, получившие высокую оценку как в Украине, так и за рубежом. Среди наиболее значимых форумов, следует отметить следующие: Всесоюзный семинар-совещание «Психическая устойчивость в профессиональной деятельности» (Одесса, 1983); Всесоюзный симпозиум «Учебная деятельность и практика» (Одесса, 1984); Всесоюзная конференция «Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности» (Одесса, 1985); Всесоюзный симпозиум «Направления перестройки психолого-педагогической подготовки учителей» (Одесса, 1986); Всесоюзная конференция с участием зарубежных ученых «Эмоциональная регуляция учебной деятельности» (Одесса, 1987); Всесоюзный семинар-совещание «Психолого-педагогические основы начального четырехлетнего обучения» (Одесса, 1988); Всесоюзный симпозиум с участием зарубежных ученых «Диагностика и регуляция эмоциональных состояний» (Одесса, 1989); Всесоюзная конференция с участием зарубежных ученых «Проблемы эмоционального и рационального в дидактике» (Одесса, 1990); Международная конференция «Перспективные системы и технологии обучения» (Одесса - Вена, 1993); Международный симпозиум «Психология предприятия» (Одесса, 1995), «Проблема эмпатии в психологии» и «Визуальное мышление и творчество личности» (Одесса, 1995); Республиканская конференция «Психологическое образование в системе высшей школы Украины» (Одесса, 1998); Международный конгресс «Стрессы в повседневной жизни детей» (Одесса, 2000); Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Психология современности: наука и практика» (Одесса, 2003); Научно-практическая конференция «Психология личности: опыт прошлого - взгляд в будущее» (Одесса, 2004); Научно-практическая конференция «Гендерное образование в высших учебных заведениях Украины» (Одесса, 2004); Конференция «Актуальные проблемы психологической подготовки в системе высшей школы» (Одесса, 2005). Каждое из этих научных мероприятий собирало более 200 участников не только из тогдашнего СССР и молодой Украины, а также из Германии, Польши, Чехии, балканских стран. Среди наиболее известных ученых-психологов, которые приезжали каждый год, можно назвать Л. Аболина, В.К. Вилюнаса, В.И. Войтко, В.В. Давыдова, Ю. Забродина, Б.Ф. Ломова, Е.С. Романову, А.К. Тихомирова и других. Все материалы конференций публиковались в сборниках статей и докладов в соответствии с требованиями научных изданий.

Проведение целого ряда таких научных мероприятий послужило определенным толчком активного развития психологической науки как в Одесской области, так и в Украине в целом. Привлечение выдающихся психологов и сотрудников наших кафедр, а также молодежи к активному взаимодействию давало возможность налаживать и поддерживать научные связи, обмениваться опытом, вступать в научные дискуссии. Преподаватели, члены кафедр, соискатели и аспиранты прошли серьезную научно-организационную школу, каждый из них активно участвовал в организации и проведении всех этих мероприятий, подготовке сборников и тому подобное. Эти научные форумы существенно обогатили психологическую науку, подняли ее авторитет и стали толчком к активизации, расширению научных исследований как в нашей стране, так и за ее пределами.

Еще в 1980 году по инициативе Алексея Чебыкина (в то время - еще кандидата, а позже доктора психологических наук), была создана кафедра педагогики и методики начального обучения. Она выступила инициатором учреждения профессиональной подготовки психологов, а именно практических психологов. На разных этапах кафедра несколько раз трансформировалась: в 1987 году - в кафедру педагогики и психологии начального обучения, в 2001 году она была разделена на две - кафедру теории и методики практической психологии и кафедру педагогической и возрастной психологии.

Совместно с АПН Украины при кафедре психологии была создана экспериментальная школа-лаборатория (на базе общеобразовательной школы № 122). Творческий коллектив научных сотрудников (Т.А. Шевченко, Д.Н. Зельцер, И.Г. Головская, И.Д. Поспелова, Н.Д. Хмель, Б.Р. Мукминов, Л. Жукова и др.) Под руководством Алексея Чебыкина разрабатывалась экспериментальная программа по геометрии для начальной школы. Эти исследования проводились совместно с творческими коллективами, которые работали при Харьковском национальном педагогическом университете (зав.лабораторией  - доцент Ф.Г.Боданский) и НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (зав. лабораторией - академик В.В. Давыдов). В рамках этого проекта был подготовлен и проведен ряд научно-методических семинаров и конференций, а также серия статей и докладов. Следует отметить, что в то время такая экспериментальная лаборатория была третьей после Харьковской и Московской школ-лабораторий, в пределах которых велись системные исследования по концепции развивающего обучения.

По заказу Министерства образования, НАН Украины, Министерства обороны, предприятий, учреждений, членами кафедр, под руководством Алексея Чебыкина, выполнялись различные научно-исследовательские работы, имевшие важное образовательное и прикладное значение. Это программы АПН «Психологические основы четырехлетнего начального образования на 1987-1991 г.г.», «Теоретико-методологические проблемы эмоциональной регуляции познавательной активности», «Актуальные вопросы воспитания личности». В оборонной тематике это - «Ракита АН», «Рядно АН». А также: государственная программа «Разработки системы коррекции задержки психического развития детей школьного возраста в обучении», международная программа «Дети Чернобыля. Изучение эмоциональной сферы детей, пострадавших от аварии Чернобыльской АЭС», министерские программы «Разработки системы подготовки психологов в образовательных учреждениях Украины»,« Подготовка учителя к оценке и коррекции эмоций учеников»и другие.

На современном этапе преподаватели и студенты кафедр института психологии активно участвуют в научно-исследовательской деятельности в рамках проектов «Молодой инвалид» и региональной программы «Чужих детей не бывает», разработке научно-исследовательской темы «Концепция системно-деятельностного подхода к подготовке учителя». Также следует отметить, что как преподаватели, так и студенты включены в работы по проведению профилактических мероприятий, например, в проект «Вредные привычки», «10 шагов», акции «За будущее без СПИДа», волонтерская работа в социально-психологических службах, телефонах доверия и т. д. Можно отметить, что именно эти разработки выступили мощной причиной для активного привлечения преподавателей и студентов к научно-практической работе в области психологии.

С 1989 года при Институте начал работать Специализированный ученый совет по защите кандидатских диссертаций. Он успешно продолжает свою деятельность до сих пор. В среднем за год происходит защита десяти диссертаций. Это в определенной степени способствовало повышению имиджа психологической науки, ее укреплению и созданию платформы подготовки специалистов для самого университета. Сейчас на всех кафедрах института психологии к написанию диссертационных работ привлекаются около 50 аспирантов, докторантов и соискателей.

Университетом совместно с АПН Украины (Южный научный центр АПН Украины) в 1998 году была создана лаборатория по психодиагностике и психологической коррекции.

Наличие необходимого научно-педагогического потенциала, признанный авторитет ученых университета позволили создать сначала отделение психологии, которое возглавлял в то время А.Я. Чебыкин (1998 г.), А позже - факультет психологии под руководством Н.Д. Хмель (2001 г.). В марте 2004 года был организовано Институт психологии, в структуру которого вошли факультеты практической психологии (Н.Д. Хмель) и последипломного образования (О.П. Санникова). Директором Института была избрана кандидат психологических наук, доцент Наталья Дмитриевна Хмель.

Деятельность и развитие института связаны с развитием кафедр, которые вошли в его состав:

- кафедра теории и методики практической психологии, которую возглавлял доктор психологических наук, академик А. Я. Чебыкин (теперь - кандидат психологических наук, доцент И. М. Пивоварчик),

- кафедра дифференциальной психологии личности (теперь - кафедра общей и дифференциальной психологии, руководитель - доктор психологических наук, профессор О.П. Санникова),

 - кафедра возрастной и педагогической психологии (теперь - кафедра психологии развития и социальных коммуникаций, руководитель - доктор психологических наук, профессор С.Н. Симоненко).