Психологічна освіта в Університеті Ушинського

Facebook Instagram Youtube   

НАВЧАЛЬНО – МЕТОДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ З НАВЧАЛЬНОЇ ДИСЦИПЛІНИ 

Модуль 4. Когнітивні  процеси

ОПП: психологія Спеціальність: 053 Психологія

Рівень вищої освіти: перший (бакалаврський) Рік навчання:1

Факультет: соціально-гуманітарний

1 курс заочного відділення.

Семестр 2.  Лекцій  6 год.,  іспит  2 год.

Розробник: доктор психологічних наук,  професор  С.М.Симоненко

1. Завдання модульні (3 варіанти) для розрахункової  залікової роботи (Модуль 3. Діяльність)

Предмет «Общая психология»

Модуль № 5: «Деятельность. Общение»

Лист модульно-рейтингового контроля (2019-2020уч.год)

Вариант 1

  • Понятие языка и речи. Укажите и дайте характеристику форм графической фиксации единиц речи.

2. Заполните пробел:

а) функция речи, посредством которой каждое слово является обобщением и позволяет реализоваться мышлению, называется...........................................…................................................…...;

б) ………..............................................…………... письмо – это письмо, в котором знаки обозначают отдельные звуки.

3. Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения:

а) действия, доведенные до автоматизма в результате многократного повторения, выполняемые автоматически, но под контролем сознания, называются умением;

б) одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью, - это движения.

4. Выберите один правильный ответ:

1). Основной источник активности личности, переживаемое человеком внутреннее состояние нужды в чем-либо – это:

а) мотив;

б) потребность;

в) интерес;

г) склонность.

2). Мозговой центр речи, расположенный в верхней лобной извилине и отвечающий за произношение речи, называется:

а) центр Брока;

б) центр Вернике;

в) зрительный центр;

г) центр письма.

3). Качество речи, которое характеризуется объемом выраженных в ней мыслей и обеспечивается подготовленностью говорящего, называется:

а) содержательность;

б) понятность;

в) выразительность;

г) действенность.

 Предмет «Общая психология»

Модуль № 5: «Деятельность. Общение»

Лист модульно-рейтингового контроля (2019-2020уч.год)

Вариант 2

1. Понятие деятельности. Дайте характеристику структуры деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

2. Заполните пробел:

а) ……….......................................................... – это система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность;

б) действия, доведенные до автоматизма в результате многократного повторения, выполняемые автоматически, но под контролем сознания, называются.................................................................…..

3. Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения:

а) основной источник активности личности, переживаемое человеком внутреннее состояние нужды в чем-либо – это мотивы;

б) буквенно-звуковое письмо – это письмо, в котором знаки обозначают целые слова, понятия.

4. Выберите один правильный ответ:

1). То, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности, называется:

а) потребностью;

б) мотивом;

в) целью;

г) интересом.

2). Мозговой центр речи, расположенный в средней лобной извилине и отвечающий за письменную речь, называется:

а) центр Брока;

б) центр Вернике;

в) зрительный центр;

г) центр письма.

3). Качество речи, которое связано с эмоциональной насыщенностью и обеспечивается интонацией, акцентами и какими-либо эмоциональными выражениями, называется:

а) содержательность;

б) понятность;

в) выразительность;

г) действенность.

МОДУЛЬ  4. Когнітивні процеси

Презентації  лекцій в  окремому файлі

Практичні завдання  на закріплення матеріалу

 

Модуль № 4 «Ощущение и восприятие»

Лист модульно-рейтингового контроля

Вариант 1

1. Понятие ощущения. Физиологическая основа ощущения. Закон Вебера – Фехнера. Уровни перцептивных действий

2.Заполните пробел

г) приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю называется …………………..;

д) умение в одном предмете видеть характеристику всех предметов, отнесенных к одному классу, характеризует такое свойство образа восприятия как …………………

4. Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения

б) различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений – это дифференциальный порог;

д) апперцепция – это негативное влияние предшествующего опыта на восприятие

5. Выберите правильный ответ

1) максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение, называется:

а) нижним абсолютным порогом чувствительности;

б) верхним абсолютным порогом чувствительности;

в) дифференциальным порогом;

г) подпороговой чувствительностью

2) Возникновение выражений «мрачные звуки», «светлый голос» является проявлением:

а) сенсибилизации;

б) синестезии;

в) адаптации;

г) сензитивности

3) свойство восприятия, характеризующееся тесной связью с мышлением и пониманием сущности предметов и явлений, называется:

а) константностью;

б) избирательностью;

в) осмысленностью;

г) целостностью

Модуль № 4 «Ощущение и восприятие»

Лист модульно-рейтингового контроля

Вариант 2

1. Понятие ощущения. Чувствительность. Пороги чувствительности. Восприятие как психический познавательный процесс

2.Заполните пробел

а) такое свойство образа восприятия как ……………………. выражается в соотнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру;

б) влияние содержания психической жизни субъекта на восприятие раскрывается в таком свойстве образа восприятие как …………………..

3. Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения

а) ощущение формируется на уровне деятельности рецепторов;

б) ощущение и восприятие являются формами чувственного познания

4. Выберите правильный ответ

1) какой вид ощущения не относится к экстероцептивным ощущениям:

а) слуховые;

б) температурные;

в) статические;

г) тактильные

2) чувствительность анализаторной системы к действию раздражителя называется:

а) сенсибилизацией;

б) сензитивностью;

в) синестезией;

г) синестопатией

3) какое из перечисленных свойств не относится к свойствам образа восприятия:

а) мономодальность;

б) качество;

в) интенсивность;

г) все ответы верны

Модуль № 4  Когнитивные процессы: «Память. Внимание»

Лист модульно-рейтингового контроля(2019-2020уч.г.)

Вариант 1

  • Понятие памяти. Виды памяти. Понятие внимания. Физиологические теории внимания.
  • Заполните пробел:

а) время хранения материала в мгновенной памяти составляет …………………..…………………………………………………….…………;

б) процесс памяти, в ходе которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее, называется ………………………………………………………….…….

  • Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения:

а) прочность запоминания не зависит от значимости соответствующего материала для достижения предстоящих целей;

б) связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются ассоциациями.

  • Выберите правильный ответ:

1). Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:

а) трактат Аристотеля;

б) классический труд Галена «О частях человеческого тела»;

в) трактат Сократа;

г) трактат Платона.

2). Сторонниками гештальттеории в изучении памяти являются:

а) Э. Газри и Э. Толмен;

б) В. Келер и К. Коффка;

в) Д. Пристли и Д. Гартли;

г) Ф. Бартлетт и Д. Норман.

3).Продолжительность сосредоточения на предметах деятельности проявляется в таком свойствен внимания:

а) объем;

б) устойчивость;

в) переключение;

г) концентрация.

Модуль № 4 Когнитивные процессы: «Память. Внимание»

Лист модульно-рейтингового контроля(2019-2020уч.г.)

Вариант 2

  • Понятие памяти. Теории памяти (бихевиористическая и психоаналитическая теории). Понятие внимания. Виды внимания.
  • Заполните пробел:

а) образ предмета, основывающийся на прошлом опыте субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется ………………………………………………..

б) объем хранящейся информации в кратковременной памяти составляет  ……………………….

  • Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения:

а) на сохранение и последующее воспроизведение информации влияет скорость проговаривания материала при заучивании;

б) высшим видом памяти, присущим только человеку, является словесно-логическая память.

  • Выберите правильный ответ:

1). Теория, которая связывает развитие памяти с культурным развитием человечества, предложена:

а) Г. Эббингаузом;

б) Л.С. Выготским;

в) З. Фрейдом;

г) все ответы неверны.

2). Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

а) психоанализа;

б) гештальтпсихологии;

в) бихевиоризма;

г) ассоцианизма.

3). Преднамеренный переход субъекта от одной деятельности к другой характеризуеттакоесвойствовнимания:

а) объем;

б) устойчивость;

в) распределение;

г) переключение.

Модуль № 4 Когнитивные процессы: «Эмоции. Чувства.»

Лист модульно-рейтингового контроля                    

          Вариант 1

1. Определение понятия «эмоции». Основные функции эмоций. Характерные особенности эмоций. Отличие эмоций от чувств.

2.Заполните пробел:

а) …………………………………………………………………………..… эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение;

б) чувства, которые испытывает человек, включенный в ту или иную практическую деятельность, называются ………………………………………………………………………………. чувствами.

3. Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения:

а)чувства, в отличие от эмоций, свойственны только человеку;

б) эмоции являются психическим познавательным процессом.

4. Выберите ОДИН правильный ответ:

1). Относительно слабовыраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении чело­века, называется:

а) стрессом;

б) пристрастием;

в) аффектом;

г) настроением.

2). Показателем аффекта является:

а) длительность протекания;

б) нарушения контроля воли за своими действиями;

в) сохранение самообладания;

г) сохранение контроля воли за своими действиями.

3). Одна из базальных эмоций,  которая характеризуется повышенным положительно окрашенным поднесением, чувством уверенности и ощущением того, что мы любим, называется:

а) радостью;

б) удивлением;

в) интересом;

г) презрением.

Модуль № 10: «Воля. Способности»

Лист модульно-рейтингового контроля(2019-2020уч.г.)

Вариант 1

1. Определение понятий «способности» и «задатки». Основные положения теории способностей по В.Д. Шадрикову.

2. Заполните пробел:

а) основнойи главной  функцией воли является ……………….………………………………………;

б) общие способности обеспечивают ……………………………………………………………………..

3. Отметьте, верны или неверны приведенные ниже утверждения:

а) отсутствие ранних достижений свидетельствует об отсутствии способностей;

б) недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей.

4. Выберите правильный ответ:

1). Задатки:

а) влияют на уровень достижений личности;

б) влияют на быстроту развития личности;

в) являются врожденными;

г) все ответы верны.

2). Индивидуальное качество воли, связанное с умением принимать своевременное и твердое решение без ненужных колебаний, называется:

а) решительностью;

б) целеустремленностью;

в) настойчивостью;

г) самостоятельностью.

3). Волевое качество, при котором человек способен переносить лишения и страдания, называется:

а) выдержкой;

б) выносливостью;

в) дисциплинированностью;

г) организованностью.

Питання до іспиту з психології

  • Психологія як наука: предмет науковоїпсихології.
  • Задачі психологічної науки.
  • Принципи психологічної науки.
  • Структура психічного: характеристика основнихкомпонентів.
  • Значення психологічної науки дляпедагогічної практики.
  • Психіка як властивість високоорганізовано їматерії.
  • Сучасна психологія та їїмісцевсистемі наук.
  • Галузіпсихологічної науки, їх характеристика.
  • Наукове і життєвепсихологічнезнання.
  • Академічна і практична психологія: предметна ,m область, завдання і методироботи.
  • Індивід. Особистість. Індивідуальність.
  • Біогенетичнийпідхід до вивченняособистості.
  • Особистість як суб’єкт і об’єкт суспільних відносин.
  • Соціогенетичнийпідхід до вивченняособистості.
  • Біологічне і соціальне у структуріособистості.
  • Психологічна структура особистості: різноманітні підходи до вивчення.
  • Спрямованість особистості. Потреби і мотиви як джерело активності особистості.
  • Мотивація та установка. Поняття установки.
  • Зарубіжні теорії активності особистості
  • Теорія особистості З. Фрейда.
  • Теорія особистості К. Юнга.
  • Теорія особистості А. Адлера.
  • Теорія неофрейдизму: К. Хорні, Е. Фромм.
  • Теоріяособистості Е. Еріксона.
  • Гуманістична психологія: теоріяособистості К. Роджерса.
  • Персонологічнийпідхід: теоріяособистості А. Маслоу.
  • Особистість як суб’єктдіяльності.
  • Поняття про темперамент та йоготипи. Фізіологічніоснови темпераменту.
  • Тип вищоїнервовоїдіяльності і темперамент.
  • Сучасн іпідходи до психологічної характеристики типів темпераменту.
  • Загальнепоняття про характер і його природу.
  • Структура характеру.
  • Взаємозв’язок характеру і темпераменту.
  • Поняттядіяльностівпсихологічнійнауці.
  • Основніпринципидіяльнісногопідходу.
  • Характеристика структуридіяльності.
  • Основніформиоволодіннядіяльністю.
  • Видидіяльності та їх характеристика
  • Поняття про здібності.
  • Природжене і набутеу здібностях.
  • Видиздібностей та їх структура.
  • Поняття про мову і мовлення.
  • Функціїмовлення.
  • Видимовлення.
  • Поняття провідчуття та його значення в психічномувідображенні.
  • Ідеалістичний та матеріалістичний підходи до вивченнявідображення.
  • Відчуття. Властивостівідчуття.
  • Відчуття. Видивідчуття.
  • Класифікаціявідчуттів.
  • Чутливість. Пороги чутливості. Закон Вебера-Фехнера.
  • Сприйняття як пізнавальнийпроцес.
  • Основнівидисприйняття: їхкласифікація.
  • Порівняльна характеристика образу відчуття і образу сприйняття.
  • Основні характеристики образу сприйняття.
  • Властивостісприйняття. Залежність сприйняття відспрямованості і попередньогодосвіду.
  • Сприйняття як дія.
  • Основніформисприйняття. Сприйняття часу, простору, руху.
  • Увага та її роль впсихічномувідображенні.
  • Властивостіуваги.
  • Видиуваги.
  • Пам`ять як вищий пізнавальний процес.
  • Теоріїпам`яті.
  • Загальна характеристика процесів пам`яті.
  • Характеристика процесівзапам’ятовування.
  • Умовиефективностімимовільногозапам’ятовування.
  • Умовиефективностідовільногозапам’ятовування.
  • Відтворення як процес.
  • Взаємозв’язкиміжпроцесамипам`яті. Системнийпідхід (за Аткінсоном).
  • Видипам`яті.
  • Мислення як вища форма пізнавальноїдіяльності.
  • Мислення та чуттєвепізнання.
  • Мислення як діяльність і вирішеннямисленнєвих задач.
  • Мисленнєвіоперації як основнімеханізмимислення.
  • Видимислення.
  • Формимислення.
  • Порівняльна характеристика мисленнялюдини та інтелектуальноїдіяльностітварин.
  • Взаємозв’язокмислення і мовлення.
  • Операціональнатеоріяінтелекту та їїетапи (за Ж. Піаже).
  • Уява як вищийпізнавальнийпроцес.
  • Видиуяви та їх характеристика.
  • Основнімеханізмиуяви.
  • Порівняльна характеристика процесівмислення та уяви.
  • Основніфункціїуяви.
  • Емоції як психічнийпроцес, їх природа.
  • Вищіпочуття як результат суспільногорозвитку, їхвиди.
  • Основніпідходи до вивченняемоцій в психологічнійнауці.
  • Порівняльна характеристика емоцій і почуттів.
  • Воля як вищапсихічнадіяльність.
  • Психологічна структура вольового акту.
  • Вольовіякостіособистості.

Затверджено на засіданні кафедри психології розвитку й соціальних комунікацій Протокол засідання кафедри № 1від 28серпня 2019 року. 

„Общая психология”

Список первоисточниковдля студентов 1 курса специальности Психология социально-гуманитарного факультета

Тема: Психология как наука.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 25 М.Г. Ярошевский Категориальный аппарат психологии.
  • с. 39 Б.Ф. Ломов Психология в системе научного знания.
  • с. 50 П. Фресс О психологии будущего.
  • с. 56 Ф. Бассин В вестибюле осознания.

Тема: Мозг и психика. Развитие психики в филогенезе.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 62 А.Н. Леонтьев Общая характеристика психики животных.
  • с. 68 Р. Шовен Общества насекомых.
  • с. 83 А.Р. Лурия Мозг и психика.

Тема: Личность.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 140 А.Н. Леонтьев Индивид и личность.
  • с. 152 С.Л. Рубинштейн Направленность личности.

Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.,1982.

  • с. 35 В.Н. Мясищев Структура личности и отношения человека к действительности.
  • с. 39 Б.Г. Ананьев Некоторые черты психологической структуры личности.
  • с. 71 А.Н. Леонтьев Мотивы, эмоции, личность.
  • с. 80 Д.Н. Узнадзе Мотивация – период, предшествующий волевому акту.
  • с. 93 К. Левин Типы конфликтов.
  • с. 97 К. Хорни Культура и невроз.
  • с. 108 А. МаслоуСамоактуализация.
  • с. 118 В.ФранклПоиск смысла жизни и логотерапия.
  • с. 127 С.Л. Рубинштейн Самосознание личности и ее жизненный путь.
  • с. 132 Р.МейлиРазличные аспекты Я.
  • с. 150 А.Н.Леонтьев Формирование личности.
  • с. 166 А.И.БожовичСоциальная ситуация и движущие силы развития ребенка.

Хьелл Л.А., ЗиглерД.Дж. Теория личности: Основные положения, исследования и

применение / Гл. ред. В. Усманов. – СПб., 2001.

  • З. ФрейдПсиходинамическое направление в теории личности.
  • К.Г. Юнг Аналитическая теория личности.
  • А. Адлер Индивидуальная теория личности.
  • Э. Фромм Гуманистическая теория личности.
  • Э. Эриксон Эго-теория личности.
  • К. Роджерс Феноменологическое направление в теории личности.
  • А. Маслоу Гуманистическая теория личности.
  • К. Хорни Социокультурная теория личности.

 Тема: Темперамент.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 269 Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин Изучения основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий.
  • с. 286 Б.С. Мерлин Отличительные признаки темперамента.

Тема: Общение.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 108 Б.Ф. Ломов Проблема общения в психологии.
  • с. 121 Н.И.ЖинкинВзаимоотношение двух звеньев механизма речи – составление слова из звуков и сообщения из слов.

Тема: Ощущение. Восприятие.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 175 А.А. Леонов, В.И. Лебедев Влияние изоляции на психическое состояние человека.
  • с. 180 О.И. Скороходова Как я представляю окружающий мир.
  • с. 184 В.П. Зинченко Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования.

Хрестоматия по ощущению и восприятию /

Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М., 1975.

  • с. 9 А.Ф.Самойлов Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы.
  • с. 47 Г.Олпорт Феномены восприятия.
  • с. 57 Ч.Осгуд Значение термина восприятие.
  • с. 96 К. Коффка Восприятие: введение в гештальттеорию.

Тема: Внимание.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 169 П.Я. Гальперин К проблеме внимания.

Тема: Память.

Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти /

Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1979.

  • с. 120 Б.В. Зейгарник Воспроизведение незавершенных и завершенных действий.
  • с. 163 А.Н. Леонтьев Развитие высших форм запоминания.
  • с. 177 С.Л. Рубинштейн Память.
  • с. 193 А.Р. Лурия Маленькая книжка о большой памяти.
  • с. 226 П. Линдсей, Д. Норман Системы памяти.

Тема: Мышление.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 208 О.К. Тихомиров Управление мыслительной деятельностью.

Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /

Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981.

  • с. 11 У. Джемс Мышление.
  • с. 28 О. Зельц Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности.
  • с. 48 Ж. Пиаже Природа интеллекта.
  • с. 60 А.Н. Леонтьев Мышление.
  • с. 71 С.Л. Рубинштейн О природе мышления и его составе.
  • с. 78 П.Я. Гальперин Формирование умственных действий.
  • с. 87Дж.С. Брунер О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком.
  • с. 97 Р.АрнхемВизуальное мышление.
  • с. 113 Э. Блейер Аутистическое мышление.
  • с. 130 Л.Леви-БрюльПервобытное мышление.
  • с. 145 Б.М. Теплов Практическое мышление.
  • с. 153 Л.С. Выготский Мышление и речь.
  • с. 176 Л.С. Выготский О природе эгоцентрической речи.
  • с. 183 Ж. Пиаже Эгоцентрическая речь.
  • с. 194 Л.С.Выготский, Л.С.Сахаров Исследование понятий: методика двойной стимуляции.
  • с. 255 Р. Вудвортс Этапы творческого мышления.
  • с. 281 С.Л. Рубинштейн Основная задача и метод психологического исследования мышления.

Тема: Воображение.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 217 Р.Г. Натадзе Воображение как фактор поведения.

Тема: Эмоции.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 232 П.Б. Симонов Информационная теория эмоций.
  • с. 250 Л.А.Катаев-Смык Психология и концепция стресса.

Тема: Воля.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 260 Б.А. Иванников К сущности волевого поведения.

Тема: Способности.

Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

  • с. 281 Б.М. Теплов Способности и одаренность.

Практичні роботи 

Питання для семинарських завдань

Тема 1. Відчуття

1. Особливості і функції психічних процесів.

2. Сенсорно-перцептивні процеси.

3. Поняття про відчуття.

4. Фізіологічні основи і класифікація

5. Закони відчуття

6. Аналізатори та рецептори

Тема 2. Сприйняття

1. Поняття про сприймання як пізнавальний процес і його значення в діяльності людини.

2. Види сприймання та принципи їх класифікації.

Тема 3. Увага

1. Проблема уваги в психології.

2. Види уваги.

3. Теоретичні напрямки в дослідженні уваги.

Тема 4. Пам’ять (4 години)

1.  Поняття про пам’ять.

2. Основні мнемічні процеси.

3. Характеристика теорій пам’яті.

4. Види пам’яті і індивідуальні особливості мнемічних процесів.

Тема 5. Мислення

1. Поняття про мислення.

2. Розумові дії та мисленнєві операції.

3. Види мислення.

4. Психологічна характеристика мислення як процесу вирішення задач.

5. Індивідуальні особливості мислення.

Тема 6. Уява

1. Поняття про уяву.

2. Зв’язок  уяви з предметною діяльністю.

3. Процес створення образів уяви.

4. Види уяви.

Тема 7. Емоції та почуття

1. Поняття про емоції і почуття.

2. Фізіологічні механізми емоцій і почуттів.

3. Форми переживання емоцій і почуттів.

4. Вищі почуття

Тема 8. Воля

1. Поняття про волю.

2. Основні якості волі.

Лабораторні роботи

1. Закономірності відчуття. Вимірювання просторового порога тактильної чутливості

2. Вивчення індивідуальних особливостей сприйняття часу

3. Оцінка динамічних властивостей уваги

4. Ретроактивне гальмування

5. Швидкість протікання мисленнєвих процесів

6. Види уяви

7. Емоційні стани

8. Вольові якості особистості

Самостійна робота

Список першоджерел для конспектування:

1. А.А. Леонов, В.И. Лебедев. Влияние изоляции на психическое состояние человека / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С175-180.

2. О.И. Скороходова. Как я представляю окружающий мир / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С180-184.

3.  В.П. Зинченко. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического          исследования / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С184-189.

4. А.Ф. Самойлов. Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы  / Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 9-19.

5. Г. Олпорт Феномены восприятия / Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 47-57.

6. Ч. Осгуд Значение термина восприятие / Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 57-61.

7. К. Коффка Восприятие: введение в гештальттеорию / Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – С. 96-114.

8.   П.Я. Гальперин К проблеме внимания / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С169-175.

9. Б.В. Зейгарник Воспроизведение незавершенных и завершенных действий / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С.120-130.

10. А.Н. Леонтьев Развитие высших форм запоминания / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С.163-177.

11. С.Л. Рубинштейн Память / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С.17-193.

12. А.Р. Лурия Маленькая книжка о большой памяти / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С.194-201.

13. П. Линдсей, Д. Норман Системы памяти / Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С.226-244.

14. Характеристика теорій пам’яті.

15. Види пам’яті і індивідуальні особливості мнемічних процесів.

16. О.К. Тихомиров Управление мыслительной деятельностью. / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С. 208-217.

17. У. Джемс Мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.11-21.

18. О. Зельц Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.28-35.

19. Ж. Пиаже Природа интеллекта / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.48-60.

20. А.Н. Леонтьев Мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.60-71.

21. С.Л. Рубинштейн О природе мышления и его составе / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.71-78.

22. П.Я. Гальперин Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.78-87.

23. Дж.С. Брунер О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.87-97.

24. Р. Арнхем Визуальное мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.97-108.

25. Э. Блейер Аутистическое мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.113-123.

26. Л. Леви-Брюль Первобытное мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.130-141.

27. Б.М. Теплов Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.145-149.

28. Л.С. Выготский Мышление и речь / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.153-176.

29. Л.С. Выготский О природе эгоцентрической речи / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.176-183.

30. Ж. Пиаже Эгоцентрическая речь / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.183-188.

31. Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров Исследование понятий: методика двойной стимуляции / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.194-201.

32. Р. Вудвортс Этапы творческого мышления / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.255-258.

33. С.Л. Рубинштейн Основная задача и метод психологического исследования мышления / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С.281.289.

34. Р.Г. Натадзе Воображение как фактор поведения / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С217-223.

35. Б. Симонов Информационная теория эмоций / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С. 232-238.

36. Катаев-Смык Психология и концепция стресса / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С. 150-256.

38.  Иванников В.А. К сущности волевого поведения / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С260-269.